верхом на ките
утром трое ребят из komunalno-stambeno preduzeće спиливают ветки поврежденного ветром итальянского дуба прямо перед нашим кафе. вместо тени над террасой у дверей остается засыпанный опилками ствол с пятью обрубленными ветвями: удивленный, унылый, сиротливый. они работают двумя пилами: одна обычная циркулярная, другая - маленькая на длинной тонкой ручке, длину можно регулировать. самый щуплый из них залезает на дерево, чтобы привязать веревку к последней ветке, за которую сейчас примутся. море сразу становится ближе к распахнутым дверям, когда они заканчивают.
дубу потребовался пятьдесят один год, чтобы достигнуть своей нынешней высоты.
северному ветру потребовался один день и одна ночь, чтобы обломить две огромные ветки этого дуба.
двум упавшим веткам потребовалось несколько мгновений, чтобы покорежить ржавое ограждение набережной.
троим рабочим потребовалось около сорока пяти минут, две пилы, метла и веревка, чтобы оставить на месте дерева одинокий ствол, похожий на черную руку с растопыренной пятерней.
потом пришел джордже из морска добра и сказал, что дуб не болен; один-два года - и крона вновь будет давать тень.

внутри отлили балку из бетона, выложили плиткой фартук на кухне, выложили плиткой пол, построили барную стойку из ytong, отлили бетонное основание для раковины в туалете, проложили вентиляционные трубы, большую часть проводов. команда гипсокартона не может работать вместе с командой электриков, плиточник гиле не может работать с командой гипсокартона и командой электриков, команда электриков психует, дело поправляют: две бутылки пива, две банки колы, булочка, пачка сигарет.
мы нашли потрясающую итальянскую мозаику для wc, очень приличный камень для барной стойки, но и помимо этих очевидно красивых вещей сумели отыскать также прекрасные, в меру незаметные вентиляционные решетки, прочные, хорошей формы анкера для тросов, по которым пройдет освещение снаружи, точный цвет затирки, надежный клей для зеркала, чтобы зеркало не упало на посетителя в купальнике, который будет мыть руки и не глядя брать полотенце.
мне хочется выделить все эти слова: незаметный, прочный, хороший, точный, надежный, потому что именно эти качества отличают весь невидимый фронт вещей, заклепок, шурупов, винтов, анкеров, колен, труб, проводов и даже выходных отверстий в правильном месте. на этой основе потом складывается весь интерьер, а также ощущение места, которое множество людей никак не вербализируют, но оно всегда влияет на выбор - уйти тебе или остаться.
я хочу, чтобы выбор был в мою пользу.
в общем, неудивительно. все этого хотят.


борис, например, тоже этого хочет, несомненно. и в "кафе-кафе" все - резная сараевская мебель, старинные часы в углу, нежное освещение бара, ковер на полу и ручной работы крошечные медные джезвы и стаканчики для турецкого кофе, высказываются за то, чтобы ты остался. борис делает лучший кофе в герцег-нови, в его кафе нет и десятка столиков, но на каждом стоит колокольчик, чтобы можно было позвать официанта. кафе заполнено только в первой половине дня, к часу оно пустеет. за стойкой остается скучающая девочка, которая подметает пол и пьет зеленый чай в полумраке.
наши отношения с борисом развиваются очень медленно. в феврале мы появляемся по вечерам, заказываем чай, горячий шоколад, виски и эспрессо, в разных комбинациях. в марте почти каждое утро мы заходим до или после экспедиции по разным кабинетам общины, устав от невозможно быстрой речи бюрократов и разрастающегося списка бумаг. сдержанный и холодноватый борис запоминает, что мы обычно берем, и к апрелю уже перестает спрашивать, что приготовить. в мае мы заходим и без нужды. в июне знакомимся с завсегдатаями, словно привязанность к "кафе-кафе" сродни принадлежности к скромному ордену. все подбадривают нас, чтобы мы тоже скорее открывались. в июле мы открываемся и, с пяти утра занимаясь своим заведением, перестаем заходить к борису. в октябре, когда сезон заканчивается, отдыхаем вообще от всех заведений. в ноябре борис просит у нас рецепт шоколадных маффинов. в декабре мы приносим ему пряничный домик, который и сейчас стоит на стойке.
пока в. чинит сломавшуюся печь в подсобке, индеец бранко покушается на трубу пряничного домика, его жена жаклин закачивает фотографии на фэйсбук, борис предлагает попробовать его новый эксперимент - нежное суфле с печеньем и ягодами. я сижу за стойкой, читаю письма хемингуэя, прихлебываю остывший кофе и стойко теряю сознание от голода и кофе на пустой желудок, так что суфле приходится очень кстати.
когда в. и борис выносят из подсобки печь, все аплодируют.
борис делает два айриш-кофе и отказывается брать за них деньги, также как и в. отказывается брать деньги за приведенную в порядок печь.
все танцуют. ладно, танцует только тот, у кого на завтрак был кофе, где виски было больше, чем эспрессо и сливок вместе взятых, а все остальные просто пожимают друг другу руки. это первый раз, когда я чувствую приближение нового года: это сдержанное утреннее веселье, ощущение своего круга, время, когда кафе - проходное место, открытое место, по определению чужое место, предназначенное принадлежать всем, становится твоим и не перестает быть всеобщим. дожди, лившие первую половину декабря, закончились северным ветром с гор, дувшим ровно две ночи и один день; девятнадцатого декабря в залив заплыл кит и пресса сообщала, что он чувствовал себя на мелководье примерно как человек в ванне.
в зимнем воздухе южных стран, лежащих у моря, я чувствую что-то до жути знакомое; утром, выходя на улицу, чтобы развесить белоснежные простыни, я понимаю, что вокруг пахнет также как в феврале во флоренции, где я месяц учила итальянский в школе напротив дуомо; на земле еще лежат тени и только кроны пиний, дубов и лиственниц над домом уже тронуты медным золотом. я прожила здесь почти год, я без ума от этой страны и без сожаления рассталась с детским тоскливым, не без нотки стыда привычным принятием того, что свой город - не любят, что всегда мечтают о каких-то других городах. в моей системе ценностей дом - это нечто абсолютное, но за этот год я научилась чувствовать себя дома везде; и там, где я нахожусь сейчас и буду спать сегодня ночью - в первую очередь. я хочу запомнить это ощущение и я не хочу терять это умение ни при каком исходе. теперь, даже если я когда-нибудь уеду, этот холодный и нежный воздух южной зимы будет неизменно означать одно - возвращение домой, но дом теперь всегда будет там, куда ты направляешься, куда бы ты ни направлялся.




@темы: herceg-novi, itselle, 365