16:36 

2015: STOCKHOLM MAY TRIP

whale rider
верхом на ките
Конец года - время пересмотреть черновики.

Ещё про это путешествие - 1 и 2.


Я всё ещё переживаю это путешествие. Всё ещё оформляю, укладываю, рассматриваю этот опыт в себе.
Десять дней. Три страны. Три города. Тысячи километров над землёй.
Турецкие авиалинии. Огромный стамбульский аэропорт, часы ожидания - часы жизни. Халва, расписные миски и запредельно дорогое фисташковое мороженое.
Все просто гудит от энергии, так много людей здесь, людей в путешествии, из разных миров. Женщины в парандже. Норвежские дети, сидящие на полу, вместе с расслабленной мамой и её аймаком. Запах слоеного теста. Мы ждём свободного столика в Simit Saray, берём две питы со шпинатом, густо посыпанные чёрными кунжутными зёрнами, но есть почти невозможно. Мимо идут караваны - люди, покинувшие свой дом, люди, возвращающиеся к себе домой, люди с научных конференций, люди, потерявшие кредитные карточки, люди, катавшиеся на лыжах в Гималаях, люди, видевшие львов не в клетке, люди, накупившие одежду по сниженной цене, бледные, загорелые, сосредоточенные, растерянные, раздраженные или весёлые, критичные, серьёзные, уверенные или неуверенные, хозяева и подчинённые; те, которые никому не смотрят в глаза, и те, которые испытывают то же любопытство, что и я.
От всего этого у меня шерсть дыбом.
Так Анна шла по Мадриду в фильме Хулио Медема, впервые столкнувшись с таким большим количеством людей одновременно.
Над землей я пью черный чай и пишу.

Практика. Каждое утро я достаю коврик и выбираю место, удобное для занятия. Коридоры Skeppsholmen. Узкое пространство между кроватью и окном в барселонской квартире. Полотенце на полу в кухне дома Нины и Саши. Мягкий ковёр в гостиной Фати и Ольги на окраине Стамбула. Каждое утро.

Мне приходит в голову, что в этом путешествии я могу научиться гибкости.
Я могу попробовать то, чего раньше не пробовала. Могу попробовать то, чего уже давно не делала.
В этом путешествии я немного ослабляю контроль и становлюсь свободнее.

Стокгольм-Барселона-Стамбул.
Барселона - глубоко личный опыт, знакомство с необычными людьми, начало внутреннего преображения. Ветер и море. Мороженое. Большие собаки. Поздние вечера. Стамбул - короткая ночёвка у любимых друзей, случайная остановка, которую мы даже не планировали.
Про Стокгольм я хочу написать подробнее.

Огромная очередь в Скансен. Очередь в Юнибаккен. Последний проект Астрид Линдгрен: волшебное сочетание её честности и литературы, плотнического, столярного и декораторского мастерства, инженерного воображения. Наверное, мы были единственной парой без детей. Мы не одевали никаких детей в дождевики, никому не давали сок, не бросались за ними по холлу с изображениями Йона Бауэра на стенах. Мы были такими высокими, но всё равно забирались в пещеру муми-троллей и в купальню, в мастерской Петсона долго и восхищённо рассматривали верстак, сталкивались нос к носу с людьми, рост которых ещё не достиг одного метра, поднимаясь на маяк. А потом смотрели из крошечного окна кухни муми-троллей, как кружится карусель, стоящая на берегу моря.
Ни один из музеев, где я была, не был таким - честным. Это не выставка, не театр и не декорация к книгам, здесь ты оказываешься в месте, о котором так много читал и твое воображение начинает работать. Это как ключ к волшебной двери у тебя внутри.
Мы долго обедаем в шумной, переполненной цирковой столовой: над стойкой с чаем висят чёрные цилиндры, в которых спрятаны лампочки; девочки и мальчики из стаффа, одетые в полосатые свитера, работают спокойно, слаженно и весело, хотя очередь стоит огромная, но мест за длинными столами хватает всем, никто не нервничает, никто из детей не плачет. Фрикадельки, картофельное пюре, коричневый соус, сливочное мороженое, блинчики с брусничным вареньем и сливками, белая рыба в соусе из шампиньонов, котлеты из свеклы с киноа и горы холодного хрустящего зеленого айсберга с проростками.

В магазине я долго выбираю книги, подарки, В. засыпает в низком кресле в читальном уголке: за окнами ещё чувствуется сырость и дождь, в тёплом освещении уютно и спокойно. В этом месте как будто заряжаешься силой, кто знает, где получишь её в другой раз.

В этот вечер мы встречаемся в "Чатни" и ужинаем вчетвером. Стол, на который мы ставим наши тарелки, расписан цветами, очередь за стойкой не заканчивается, люди вокруг нас меняются. В этот вечер, когда я могу съесть только хлеб с маслом и салат, потому что все остальное оказывается ужасно spicy, а В. заказывает волшебный шоколадный пирог с кокосовым маслом, в этот вечер я вдруг понимаю что-то о Юхане.

Он предлагает нам немного погулять после ужина.

Я думаю, что мы все могли бы так работать. Не обязательно нужны краски, карандаши, станки, верстаки и мастерские: наша повседневность сама по себе является материалом для игры и преображения, волшебство вокруг нас всегда. Важно то, на что мы смотрим, на что мы обращаем внимание, что мы
выбираем.
Юхан - художник. Мы все могли бы так работать со своей повседневностью - аккуратно, внимательно, тонко и радостно, но мы не всегда это делаем. Он ничего не рисует и у него нет своей мастерской с инструментами, станками и верстаком, он работает с другими вещами - с пространством, временем и светом, расстоянием и темпом шагов, умением вовремя остановиться и замечать то, что не бросается в глаза.
Мы выходим из "Чатни" и идём к воде через весь Сёдермальм, нам попадаются постаревшие хиппи и кролик, который спокойно устраивается на траве, мы видим старые деревянные дома с калитками, заросшими, и большие блочные здания с плоскими фасадами без балконов - у кого-то в окне до сих пор висит рождественская звезда.
Мы проходим по мосту над островом Longholmen, над каналом и перебираемся на другую сторону. Время важно. Юхан так выбирает время, что мы видим как город преображается. Закатное солнце согревает нас на мосту, где почти не слышно слов, и день исчезает, наступают длинные сиреневые сумерки. На верандах кафе зажигают свечи или масляные лампы. На лужайках люди медленно собираются, закончив пикник: около дорожки есть специальная мусорная корзина для маленьких одноразовых грилей. Около воды ветрено, утки взбираются на маленькие камни в камышовых зарослях, и чайки кричат немного тише, чем днем.
Мы тоже думаем о том, чтобы взять одноразовый гриль, когда отправимся на остров в день моего рождения.

Есть произведения искусства, которые можно показать другим, которые можно переносить с места на места, назначать им цену, хвалить или критиковать, выносить суждения, красть, описывать или уничтожать.
И есть другие - те, которые можно только прожить; которые невозможно увидеть со стороны, если ты не участвуешь в них, те, которые являются частью тебя, которые навсегда останутся в воспоминаниях, которые никогда не вернутся, но при этом никогда не исчезнут. Бессмысленно говорить об этом, это действие души.

Эта прогулка в 15 километров заканчивается на Васастане: мы с Дашей отстаём, у меня в руке горячий стакан из "7-11" и справа появляется Васапарк.
На улицах никого, впереди идут мужчины, которых мы выбрали, Даша рассказывает про Петра и Петру, маленьких троллей, а Юхан останавливается, чтобы показать нам окна квартиры, в которой жила Астрид Линдгрен.

Простое повседневное волшебство этого дня, теплота присутствия, наши с Дашей леттипяянемногословные и уютные разговоры.
Несколько незабываемых дней в конце мая.[J][/J]

@темы: christmas tiger blues, 365

URL
Комментарии
2015-12-30 в 23:34 

drikkmeg
ох как ты пишешь, Яна! просто погружаешься в твои слова так, что забываешь, что читаешь - перед глазами картинка

2015-12-31 в 03:44 

Лоя
v60
мне кажется, я побывала там вместе с тобой
как будто сидела на плече и наблюдала
столько красоты и ясности, яркости в твоих словах и то, что ты ими создаешь

спасибо тебе
это удивительно

обнимаю

2015-12-31 в 07:33 

whale rider
верхом на ките
drikkmeg, спасибо ) я думаю, это во многом ещё и от того, что ты тоже любишь Стокгольм - и поэтому можешь увидеть это всё действительно ярко!

Лоя, здорово! спасибо, что прочитала )

URL
2016-02-22 в 02:56 

леттипяя
не тебя ли гонят псы мои, шаман?
я читаю и перечитываю, и никак не могу найти слова, чтобы ответить)
я тебя люблю, и мне очень тебя не хватает.

   

LOVE TAKES PRACTICE

главная